Гай древний рим.

гай древний рим

Луцию Кастрицию, отпущеннику Луция и Гая... за заслуги, так как скорбел я о его смерти и устроил похороны и дал место и также этот памятник сделал ему, чтобы все отпущенники старались проявлять верность господам а также Кастриции, отиущеннице Гая, Елене, так как она тоже была благочестива 137.

В качестве параллели можно привести эпитафию отпущенника Урса из Салоны, поставленную его женой Александрией.

В ней говорится, что жизнь коротка, Парки никого не щадят, но заслуги, достойный образ жизни, труд и верность приходят на помощь. Они делают отпущенника любезным господину, а после смерти приобщают его к блаженным 138 сходна с нею и эпитафия отпущенника Фортуната из Нароны, который за свои заслуги и благочестие получил свободу, а после смерти за скромность и благочестие надеется на благосклонность манов 139.

Эпитафия шестнадцатилетнего раба Ора, происходившего из граждан Фокеи, но попавшего в рабство и умершего в Италии, содержит мысль, что добрые нравы могут помочь рабу стать выше своего положения.

Именно так было с покойным Ором, и потому его особенно оплакивает господин 140.

Прославление преданности господину мы находим и в эпитафии юного раба Доместика господин соорудил ему кенотаф в таком месте, чтобы покойный мог видеть крышу его виллы, чтобы господин мог приносить на его гробницу цветы, совершать на ней возлияния вином и проливать слезы. Зато душа покойного через земли и моря следует за господином к ассирийцам и иберам г41.

Таким образом, мы видим, что рабовладельцы пытаются различными методами сгладить классовые противоречия, привлечь на свою сторону хотя бы часть рабов, сплотить их вокруг фамильных культов, внушить им преданность господам обещанием наград при жизни и после смерти.

Но все эти попытки были безуспешны.

Производительность труда рабов падала, борьба их против рабовладельцев не прекращалась.

Как реагировали на нее даже, казалось бы, самые человеколюбивые господа, можно видеть из письма Плиния, в котором он рассказывает об убийстве рабами Ларция Македона.

Смотрите также: Нравы древнего рима. Форумы древнего рима.

 
Автор статей: Е.М.ШТАЕРМАН