Образование в древнем риме.

образование в древнем риме

Это-Сильван, Геракл, Меркурий, Фортуна, различные гении. Коллегии маленьких людей, в общем, пользовались покровительством правительства.

Разрешение на образование этих коллегий давалось с большей легкостью, чем на образование каких-либо иных объединений.

Вероятно, правительство было заинтересовано в том, чтобы удержать простой народ и рабов в рамках привычных представлений, связанных с фамилией как исконной организацией рабовладельческого Рима.

Однако на деле распространение коллегий маленьких людей привело к иным результатам.

Оно способствовало не столько тому, что свободная беднота оставалась верна выработавшимся внутри фамилии представлениям, и в первую очередь идее pietas, в которую вкладывалось понятие о долге уважения и покорности низших высшим, сколько тому, что между свободной беднотой и рабами возникала известная солидарность, получившая и некоторое, правда еще слабое, идеологическое оформление.

Об этой солидарности свидетельствуют не только приводившиеся выше законы, позволяющие предполагать, что иногда народ требовал освобождения некоторых рабов, но и известный устав коллегии Антиноя и Дианы из Ланувия от 136 г. 22 Устав этот содержит попытку, хотя и весьма скромную, в известной мере обеспечить интересы раба, как некой самостоятельной личности, от посягательств господина. Соответственный пункт устава гласит, что ни патрон, ни господин не могут притязать на средства коллегии, т. е. на ту сумму, которую отпущенник или раб внесли в ее казну при вступлении в коллегию.

Другой пункт предусматривает случай, когда из-за несправедливости господина умерший раб член коллегии будет лишен погребения и надгробной надписи.

В таком случае коллегия обязывалась устроить ему символическое погребение lunus imaginarium, которое должно было обеспечить покой его душе.

Если среди рабовладельцев под влиянием страха перед обострением классовой борьбы и стремления сгладить противоречия распространяются учения о естественном равенстве людей, не имевшие, в общем, далеко идущих последствий, то в среде народа, как мы попытаемся показать ниже, складывается представление об известном единстве бедных, трудящихся людей, рабов и свободных.

Смотрите также: Система образования в древнем риме. Казна в древнем риме.

 
Автор статей: Е.М.ШТАЕРМАН