Расцвет древнего рима.

расцвет древнего рима

Гераклу-победителю уделено значительное место на монетах Максимиана убивающий гидру Hercules debellator и Invic-tus 72 Геракл, ставящий ногу на поверженного оленя или душащий льва с легендой Virtus Augustorum 73 Геракл и Максимиан, венчаемые победой 74. Но, в соответствии с вышеупомянутыми тенденциями и претензиями на милосердие, Максимиан старался изобразить своего Геракла не только победителем, но и устроителем общего счастья.

Панегиристы говорят о расцвете наук и искусств, о мире и благоденствии, сменившем горе и нужду, о музах, которые под защитой могучего Геракла свободно воспевают его подвиги 75. В надписях того времени особенно прославляется наступивший благодаря императорам блаженнейший век Sae-culum beatissimum, и многие монеты посвящены Гераклу-умиротворителю 76, Гераклу, приносящему людям символ изобилия яблоко Гесперид 77 и дающему бессмертие следующим его примеру Hercules immortalis 78.

Вместе с тем Геракл соединяется с Гением Рима, которому уделено исключительное внимание на монетах Диоклетиана и Максимиана 79. Как в свое время Коммод, Максимиан, судя по речи Мамертина, в хотел считаться новым основателем Рима, счастливого и могущественного, подобно Гераклу, который некогда посетил Эвандра на Палатине и тем обеспечил маленькому холму будущее первенство над миром 80.

Союз провинциальной земельной знати с правительством укрепил ее могущество.

Археологические данные для различных частей Галлии показывают общий расцвет крупного землевладения и упадок городов и рабовладельческих вилл.

Именно с этого времени возрастает число больших имений с укрепленными центральными виллами и примыкающими к ним деревнями, населенными колонами различных категорий и зависимыми крестьянами.

Такие же явления отмечаются и для Африки.

Крупное землевладение растет ив придунайских провинциях. С конца III в. до второй половины IV в. императорами издается ряд указов, главным образом на имя наместников и дефенсо-ров Иллирика о тамошних крестьянах rustici и vicani.

Некоторые из этих законов имеют общий характер. Так, Диоклетиан предписывал, чтобы никто из сельского населения, живущего вне стен города и вносящего подушный налог и аннону, не привлекался к какой-либо другой повинности и чтобы ра-ционалы не заставляли его заботиться о лошадях и мулах фиска 81.

Смотрите также: Холмы древнего рима. Музы древнего рима.

 
Автор статей: Е.М.ШТАЕРМАН