Пытки в древнем риме.

пытки в древнем риме

Порабощение довольно значительной, по-видимому, части свободных, как бы затем ни использовались эти рабы, лишнее свидетельство разложения античной формы собственности, которая несовместима с обращением в рабство свободных сограждан. Обострение классовой борьбы вызвало и резкий нажим на рабов, среди которых особенно среди недавних рабов протест должен был быть очень силен.

В этом отношении особенно характерно правление Константина.

Он старался вновь обострить начавшую стираться грань между рабами и свободными тружениками, чтобы посеять между ними рознь и помешать их совместным выступлениям.

Так, например, по его закону свободная женщина, вступившая в связь со своим рабом, присуждалась к сожжению на костре, причем если на нее доносил раб, он получал свободу 105. Декурион за брак с рабыней лишался своего имущества и ссылался на острова, а рабыня в рудники, как и управитель имения, в котором совершалось это беззаконие если о нем знал господин рабыни, его имущество конфисковалось.

Раб, обвинявший господина в оскорблении величества, присуждался к виселице, даже если обвинение подтверждалось 106. Подстрекательство раба к бегству, прежде каравшееся штрафом, теперь наказывалось пыткой 107.

Дважды, в 319 и 326 г., Константин предписывает не преследовать господина, засекшего раба до смерти 108. Сформулирован этот закон с достаточной определенностью Если раб случайно умрет от розог господина, то господин свободен от вины, так как, исправляя худшее, он желал лучшего для своих рабов.

Мы не хотим производить расследование в этом деле, в котором господин должен иметь полное право относительно рабов, независимо от того, хотел ли он убить человека, или только наказать.

Не следует обвинять господина в смерти раба, когда он просто проявлял свою власть в домашнем расследовании.

Поэтому, если рабы из-за неизбежной судьбы умруг от исправления сечением, пусть господа не боятся расследовав ния 10У. Особенно знаменательно, что если, как мы помним, в III в., и даже при Диоклетиане, в начале IV в., раб, бежавший к варварам, возвращался, в случае поимки, господину, то по закону Константина и Лицииия такие рабы-перебежчики ссылались в рудники, или им отрубалась нога 110. Изменение это было результатом как усилившейся опасности союза рабов с варварами, так и издавна шедшего процесса замены власти господина властью государства.

Смотрите также: Формы брака в древнем риме. Виды брака в древнем риме.

 
Автор статей: Е.М.ШТАЕРМАН