Этика древнего рима.

Философы последних веков империи презирали чернь земных богов, боги-всадники попирали поверженных сынов земли.
Христианство оказалось более гибким и фактически приняло их.
Но шедшие снизу течения были искажены той официальной идеологией, которая выработалась в результате союза церкви с неограниченной монархией поздней империи.
Общинная идеология и этика коллективизма обратилась в орудие подавления личности, наиболее ярко проявившееся в учении о слабости человеческого разума, о недоступности истины отдельному христианину, обязанность которого-слепо повиноваться истине, признанной церковью в целом, т. е. практически епископским собором.
В средства морального порабощения обращались в этих условиях и уравнительные идеи, жившие среди рабов и городской бедноты.
Но они постоянно возрождались в своем социально-революционном качестве в учениях оппозиционных народных сект и ересей.
Таковы, по-видимому, были в общих чертах пути развития и дальнейшие судьбы идеологических течений двух эксплуатируемых классов рабовладельческого общества на том этапе его истории, когда оно, достигнув наивысшего развития, начало клониться к упадку и былоразрушено в результате крестьянских восстаний и варварских завоев аний.
Смотрите также: Базилики древнего рима. Древний рим личности.